Федеральное бюджетное учреждение
Орловская лаборатория судебной экспертизы
Министерства юстиции Российской Федерации (ФБУ Орловская ЛСЭ Минюста России)

Производство судебных экспертиз
и экспертных исследований

Орловская лаборатория судебной экспертизы

Автотехническая экспертиза

Объектом судебной автотехнической экспертизы являются транспортные средства (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место дорожно-транспортного происшествия, оставшиеся на них следы, материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Экспертизы выполняются в рамках следующих специальностей:

  • 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»;
  • 13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)»;
  • 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки».

Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Примерный перечень вопросов, решаемый в рамках данной специальности:

  1. Определить скорость движения ТС перед началом торможения, исходя из длины следов торможения от передних (задних) колес, равной ... м;
  2. Определить тормозной, остановочный путь ТС в заданной дорожной обстановке;
  3. Определить безопасный боковой интервал между движущимися в попутном (встречном) направлении ТС;
  4. Определить безопасную дистанцию между ТС, движущимися в попутном направлении;
  5. Какова допустимая скорость движения ТС по условиям общей видимости элементов дороги?
  6. Имел ли техническую возможность водитель ТС предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем экстренного торможения?
  7. Как согласно требованиям ПДД РФ должны были действовать водители ТС в данной дорожно-транспортной ситуации?

Особенности подготовки материалов

На экспертизу предоставляются:

  1. Постановление (определение) о назначении автотехнической экспертизы;
  2. Материалы дела (в частности: протокол осмотра места происшествия, схема места ДТП, справка по ДТП, справка о ДТП, протокол осмотра транспортного средства, объяснения водителей ТС — участников ДТП, свидетелей, протоколы следственных экспериментов);
  3. Дополнительно рекомендуется предоставлять фотографии с места ДТП.

Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)

Примерный перечень вопросов, решаемый в рамках данной специальности:

  1. Определить механизм ДТП;
  2. Определить угол взаимного расположения ТС и направление удара в момент столкновения;
  3. Установить взаимное расположение ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
  4. Определить координаты места столкновения ТС или места наезда на пешехода;
  5. Определить находилось в движении или было неподвижно ТС при столкновении в момент первичного контактного взаимодействия;
  6. Какими частями ТС контактировали между собой в первичный момент столкновения?
  7. Установить возможность получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.

Наряду с приведенными существует ряд вопросов, решаемых в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

  1. Установить взаиморасположение потерпевшего и частей ТС;
  2. Определить по характеру повреждений на ТС место нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
  3. Какими частями ТС нанесены повреждения потерпевшим?

Особенности подготовки материалов

На экспертизу предоставляются:

  1. Постановление (определение) о назначении автотехнической экспертизы;
  2. Материалы дела (в частности: протокол осмотра места происшествия, схема места ДТП, справка по ДТП, справка о ДТП, протокол осмотра транспортного средства, объяснения водителей ТС — участников ДТП, свидетелей, протоколы следственных экспериментов);
  3. Транспортные средства, участвовавшие в ДТП в том виде, какой они имели непосредственно после происшествия;
  4. Дополнительно рекомендуется предоставлять фотографии с места ДТП.

Постановление (определение) о назначении автотехнической экспертизы в рамках специальностей 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортных происшествий», 13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)» должно содержать в себе следующие исходные данные:

  1. Краткую фабулу дорожно-транспортного происшествия.
  2. Дорожные условия:
    1. тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, булыжное, щебеночное, гравийное и т.д.);
    2. состояние проезжей части на момент ДТП (сухая, мокрая, покрытая укатанным снегом с россыпью песка по норме или без такового, укатанный снег с ледяной коркой или баз таковой, гололед);
    3. состояние поверхности проезжей части (наличие ям, выбоин, выступов и их размеры по длине, ширине, глубине, высоте);
    4. продольный и поперечный профиль проезжей части (уклон, подъем в градусах, процентах, по ходу движения ТС или горизонтальный);
    5. величина радиуса поворота дороги в метрах (если таковой имеется);
    6. размеры проезжей части и наличие прилегающих к ней элементов дороги (ширина проезжей части, обочин, кюветов, тротуаров, разделительных газонов и т.д.);
    7. наличие дорожных знаков и их расположение;
    8. наличие разметки на проезжей части и ее координаты относительной обочин,тротуаров;
    9. установленный порядок движения на данном участке автодороге (одностороннее, двухстороннее, одностороннее с полосой движения для встречного транспорта общественного пользования и т.д.);
    10. принадлежность данного участка дороги к автомагистрали (автодороге вне населенного пункта, автодороги в населенном пункте).
  3. Наличие следов ТС, участвовавших в происшествии, на проезжей части и их характер, форма, расположение по ширине проезжей части, длина, при наличии видимых следов торможения (юза) должно быть указано, от каких колес они оставлены;
  4. Конкретное расположение места наезда (столкновения) с соответствующими координатами по ширине проезжей части, относительно элементов дороги и длины следа торможения или других следов ТС;
  5. Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов дороги (дневное, уличными фонарями, светом фар и т.д.);
  6. Условия видимости, в метрах, с рабочего места водителя, проезжей части в направлении движения ТС. Если происшествие было в условиях ограниченной видимости, то с каким светом фар двигались ТС. При наезде (столкновении) в темное время суток необходимо, кроме видимости в направлении движения проезжей части, указать расстояние, с которого водитель мог различить пешехода или неподвижное препятствие;
  7. Скорость движения ТС;
  8. Траектория движения пешехода относительно направления перемещения ТС (слева направо, справа налево, в попутном или во встречном направлении, под каким углом к проезжей части);
  9. Марка транспортных средств, их техническое состояние и степень загруженности ТС (вес груза, количество пассажиров).
  10. Расстояние, которое преодолел пешеход (ТС) до места наезда (столкновения) с того момента, когда водитель должен был принимать меры к снижению скорости движения (расстояние, на котором возник момент опасности для водителя);
  11. Время движения пешехода, либо его скорость на пути до места наезда с того момента, когда водитель должен был принимать меры к снижению скорости движения. В случае невозможности предоставления, указывается темп движения пешехода (шаг — медленный, спокойный, быстрый; бег — спокойный, быстрый), его пол и возраст;
  12. Применял ли водитель торможение перед моментом наезда (столкновения), если применял, то какое расстояние проследовало транспортное средство в заторможенном состоянии до или после момента наезда (столкновения) до полной остановки;
  13. Какой частью ТС произошел наезд на пешехода, указать на нем место расположения контакта с пешеходом от конца бампера (или заднего угла) по длине ТС или ширине.

13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки».

Предметом судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, стоимости АМТС и отдельных элементов, стоимости восстановительного ремонта и величины утраты товарной стоимости АМТС в связи с ДТП и последующего ремонта или в результате иных повреждений и событий.

Объектами судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки могут быть:

  • АМТС в целом, как сложное изделие;
  • его детали, узлы, агрегаты;
  • информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д;
  • данные средств массовой информации, сети Интернет, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
  • документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования;
  • годные для дальнейшей эксплуатации (неповрежденные в ДТП) остатки АМТС и сметная документация.

В рамках судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки могут решаться следующие задачи:

  • определение технологии и стоимости восстановительного ремонта АМТС в связи с ДТП или в результате иных повреждений (восстановительный ремонт -это комплекс работ, необходимых для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения);
  • определение износа АМТС и его составляющих (износ эксплуатационный — это относительная утрата стоимости транспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, физического старения, приводящего к ухудшению функциональных, конструктивных и эксплуатационных характеристик транспортных средств);
  • установление стоимости годных остатков АМТС (под годными остатками автотранспортного средства понимаются исправные, имеющие остаточную стоимость детали, агрегаты, узлы поврежденного АМТС, как правило, годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства);
  • определение величины утраты товарной стоимости АМТС (утрата товарной стоимости — это снижение стоимости АМТС из-за преждевременного ухудшения товарного внешнего вида, снижение прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, вследствие наличия повреждений, или их устранения с нарушением заводской сборки);
  • определение стоимости АМТС, в том числе остаточной стоимости (остаточная стоимость — стоимость АМТС с учетом его износа и всех факторов, влияющих на величину стоимости);
  • определение рыночной стоимости автомобилей-аналогов (рыночная стоимость — наиболее вероятная стоимость, по которой транспортное средство может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине стоимости сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства).

Формулировка вопросов по гражданским делам по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки:

  • Какова стоимость восстановительного ремонта ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.)?
  • Какова стоимость годных остатков транспортного средства в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д)?
  • Какова стоимость восстановительного ремонта, размер утраты товарной стоимости ТС на дату (проведения экспертизы, дорожно- транспортного происшествия и т.д.) исходя из повреждений, указанных в (акте осмотра ТС, фототаблице и т.д)?
  • Какова рыночная стоимость ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.)?

Особенности постановки вопросов и подготовки материалов, объектов исследования

При назначении судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости совместно с определением о назначении экспертизы эксперту необходимо предоставить материалы дела, в которых должна содержаться подробная информация о техническом состоянии АМТС на интересующую дату. Для проведения исследования необходимо предоставить транспортное средство с теми повреждениями, которые имелись на момент ДТП или иного события. При этом организация условий, необходимых для исследования транспортного средства (СТО, диагностические стенды и т.п.) возлагаются на стороны либо лицо, заявившее о проведении подобной экспертизы. Экспертиза может быть проведена без исследования АМТС по представленным материалам дела, цветным фотоиллюстрациям (на электронном носителе) и документам, в случае прямого указания правоприменителя о проведении экспертизы по материалам дела или в тех случаях, когда осмотр АМТС фактически невозможен (в связи с продажей АМТС, выполненным ремонтом и т.д.), а также в тех случаях, когда ходатайство о предоставлении возможности организации осмотра ТС не удовлетворено.