Автотехническая экспертиза
Объектом судебной автотехнической экспертизы являются транспортные средства (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место дорожно-транспортного происшествия, оставшиеся на них следы, материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки.
Экспертизы выполняются в рамках следующих специальностей:
- 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»;
- 13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)»;
- 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки».
Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
Примерный перечень вопросов, решаемый в рамках данной специальности:
- Определить скорость движения ТС перед началом торможения, исходя из длины следов торможения от передних (задних) колес, равной ... м;
- Определить тормозной, остановочный путь ТС в заданной дорожной обстановке;
- Определить безопасный боковой интервал между движущимися в попутном (встречном) направлении ТС;
- Определить безопасную дистанцию между ТС, движущимися в попутном направлении;
- Какова допустимая скорость движения ТС по условиям общей видимости элементов дороги?
- Имел ли техническую возможность водитель ТС предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем экстренного торможения?
- Как согласно требованиям ПДД РФ должны были действовать водители ТС в данной дорожно-транспортной ситуации?
Особенности подготовки материалов
На экспертизу предоставляются:
- Постановление (определение) о назначении автотехнической экспертизы;
- Материалы дела (в частности: протокол осмотра места происшествия, схема места ДТП, справка по ДТП, справка о ДТП, протокол осмотра транспортного средства, объяснения водителей ТС — участников ДТП, свидетелей, протоколы следственных экспериментов);
- Дополнительно рекомендуется предоставлять фотографии с места ДТП.
Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)
Примерный перечень вопросов, решаемый в рамках данной специальности:
- Определить механизм ДТП;
- Определить угол взаимного расположения ТС и направление удара в момент столкновения;
- Установить взаимное расположение ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
- Определить координаты места столкновения ТС или места наезда на пешехода;
- Определить находилось в движении или было неподвижно ТС при столкновении в момент первичного контактного взаимодействия;
- Какими частями ТС контактировали между собой в первичный момент столкновения?
- Установить возможность получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.
Наряду с приведенными существует ряд вопросов, решаемых в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:
- Установить взаиморасположение потерпевшего и частей ТС;
- Определить по характеру повреждений на ТС место нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
- Какими частями ТС нанесены повреждения потерпевшим?
Особенности подготовки материалов
На экспертизу предоставляются:
- Постановление (определение) о назначении автотехнической экспертизы;
- Материалы дела (в частности: протокол осмотра места происшествия, схема места ДТП, справка по ДТП, справка о ДТП, протокол осмотра транспортного средства, объяснения водителей ТС — участников ДТП, свидетелей, протоколы следственных экспериментов);
- Транспортные средства, участвовавшие в ДТП в том виде, какой они имели непосредственно после происшествия;
- Дополнительно рекомендуется предоставлять фотографии с места ДТП.
Постановление (определение) о назначении автотехнической экспертизы в рамках специальностей 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортных происшествий», 13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)» должно содержать в себе следующие исходные данные:
- Краткую фабулу дорожно-транспортного происшествия.
- Дорожные условия:
- тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, булыжное, щебеночное, гравийное и т.д.);
- состояние проезжей части на момент ДТП (сухая, мокрая, покрытая укатанным снегом с россыпью песка по норме или без такового, укатанный снег с ледяной коркой или баз таковой, гололед);
- состояние поверхности проезжей части (наличие ям, выбоин, выступов и их размеры по длине, ширине, глубине, высоте);
- продольный и поперечный профиль проезжей части (уклон, подъем в градусах, процентах, по ходу движения ТС или горизонтальный);
- величина радиуса поворота дороги в метрах (если таковой имеется);
- размеры проезжей части и наличие прилегающих к ней элементов дороги (ширина проезжей части, обочин, кюветов, тротуаров, разделительных газонов и т.д.);
- наличие дорожных знаков и их расположение;
- наличие разметки на проезжей части и ее координаты относительной обочин,тротуаров;
- установленный порядок движения на данном участке автодороге (одностороннее, двухстороннее, одностороннее с полосой движения для встречного транспорта общественного пользования и т.д.);
- принадлежность данного участка дороги к автомагистрали (автодороге вне населенного пункта, автодороги в населенном пункте).
- Наличие следов ТС, участвовавших в происшествии, на проезжей части и их характер, форма, расположение по ширине проезжей части, длина, при наличии видимых следов торможения (юза) должно быть указано, от каких колес они оставлены;
- Конкретное расположение места наезда (столкновения) с соответствующими координатами по ширине проезжей части, относительно элементов дороги и длины следа торможения или других следов ТС;
- Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов дороги (дневное, уличными фонарями, светом фар и т.д.);
- Условия видимости, в метрах, с рабочего места водителя, проезжей части в направлении движения ТС. Если происшествие было в условиях ограниченной видимости, то с каким светом фар двигались ТС. При наезде (столкновении) в темное время суток необходимо, кроме видимости в направлении движения проезжей части, указать расстояние, с которого водитель мог различить пешехода или неподвижное препятствие;
- Скорость движения ТС;
- Траектория движения пешехода относительно направления перемещения ТС (слева направо, справа налево, в попутном или во встречном направлении, под каким углом к проезжей части);
- Марка транспортных средств, их техническое состояние и степень загруженности ТС (вес груза, количество пассажиров).
- Расстояние, которое преодолел пешеход (ТС) до места наезда (столкновения) с того момента, когда водитель должен был принимать меры к снижению скорости движения (расстояние, на котором возник момент опасности для водителя);
- Время движения пешехода, либо его скорость на пути до места наезда с того момента, когда водитель должен был принимать меры к снижению скорости движения. В случае невозможности предоставления, указывается темп движения пешехода (шаг — медленный, спокойный, быстрый; бег — спокойный, быстрый), его пол и возраст;
- Применял ли водитель торможение перед моментом наезда (столкновения), если применял, то какое расстояние проследовало транспортное средство в заторможенном состоянии до или после момента наезда (столкновения) до полной остановки;
- Какой частью ТС произошел наезд на пешехода, указать на нем место расположения контакта с пешеходом от конца бампера (или заднего угла) по длине ТС или ширине.
13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки».
Предметом судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, стоимости АМТС и отдельных элементов, стоимости восстановительного ремонта и величины утраты товарной стоимости АМТС в связи с ДТП и последующего ремонта или в результате иных повреждений и событий.
Объектами судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки могут быть:
- АМТС в целом, как сложное изделие;
- его детали, узлы, агрегаты;
- информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д;
- данные средств массовой информации, сети Интернет, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
- документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования;
- годные для дальнейшей эксплуатации (неповрежденные в ДТП) остатки АМТС и сметная документация.
В рамках судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки могут решаться следующие задачи:
- определение технологии и стоимости восстановительного ремонта АМТС в связи с ДТП или в результате иных повреждений (восстановительный ремонт -это комплекс работ, необходимых для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения);
- определение износа АМТС и его составляющих (износ эксплуатационный — это относительная утрата стоимости транспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, физического старения, приводящего к ухудшению функциональных, конструктивных и эксплуатационных характеристик транспортных средств);
- установление стоимости годных остатков АМТС (под годными остатками автотранспортного средства понимаются исправные, имеющие остаточную стоимость детали, агрегаты, узлы поврежденного АМТС, как правило, годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства);
- определение величины утраты товарной стоимости АМТС (утрата товарной стоимости — это снижение стоимости АМТС из-за преждевременного ухудшения товарного внешнего вида, снижение прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, вследствие наличия повреждений, или их устранения с нарушением заводской сборки);
- определение стоимости АМТС, в том числе остаточной стоимости (остаточная стоимость — стоимость АМТС с учетом его износа и всех факторов, влияющих на величину стоимости);
- определение рыночной стоимости автомобилей-аналогов (рыночная стоимость — наиболее вероятная стоимость, по которой транспортное средство может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине стоимости сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства).
Формулировка вопросов по гражданским делам по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки:
- Какова стоимость восстановительного ремонта ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.)?
- Какова стоимость годных остатков транспортного средства в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д)?
- Какова стоимость восстановительного ремонта, размер утраты товарной стоимости ТС на дату (проведения экспертизы, дорожно- транспортного происшествия и т.д.) исходя из повреждений, указанных в (акте осмотра ТС, фототаблице и т.д)?
- Какова рыночная стоимость ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.)?
Особенности постановки вопросов и подготовки материалов, объектов исследования
При назначении судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости совместно с определением о назначении экспертизы эксперту необходимо предоставить материалы дела, в которых должна содержаться подробная информация о техническом состоянии АМТС на интересующую дату. Для проведения исследования необходимо предоставить транспортное средство с теми повреждениями, которые имелись на момент ДТП или иного события. При этом организация условий, необходимых для исследования транспортного средства (СТО, диагностические стенды и т.п.) возлагаются на стороны либо лицо, заявившее о проведении подобной экспертизы. Экспертиза может быть проведена без исследования АМТС по представленным материалам дела, цветным фотоиллюстрациям (на электронном носителе) и документам, в случае прямого указания правоприменителя о проведении экспертизы по материалам дела или в тех случаях, когда осмотр АМТС фактически невозможен (в связи с продажей АМТС, выполненным ремонтом и т.д.), а также в тех случаях, когда ходатайство о предоставлении возможности организации осмотра ТС не удовлетворено.